Пост как способ восстановления отношений человека с Богом известен давно. В Ветхом Завете описывается, как постились и отдельные индивидуумы, и целые народы. Бедствия, войны, болезни, природные катастрофы справедливо расценивались как результат греха, как следствие уклонения человека от Бога. Поэтому, чтобы этот разрыв между творением и Творцом уврачевать, человек приносил Богу жертву. Он добровольно отказывался от услаждения своей телесности - пищей или плотскими удовольствиями, этим самым обуздывая плоть и подчиняя ее духу. Причем это были не просто аскетические упражнения для развития духовной стороны личности, нет. Укрощение плоти имело своей целью возвращение к истинному положению вещей, когда человек служит не прихотям и потребностям своего телесного, а делает именно Бога центром своей жизни. Такое возвращение - непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.
Но это возвращение невозможно без раскаяния, без осознания того, что уклонение было, без искреннего сокрушения о своей немощности. Поэтому для поста так важно покаяние перед Господом.
Бог - сердцеведец, Он ведает, знает человеческое сердце, для Него там нет тайн, и в религии на первый план выходит именно мотивация поступков. То есть то, почему, из каких соображений, человек поступает так, а не иначе. Пытается ли он поститься, предлагая Богу, в сущности, отношения по принципу "баш на баш", "ты - мне, я - тебе" ("я тебе отказ от мяса, а Ты мне взамен то-то и то-то"), или он делает это, желая превознестись над окружающими. Ограничивает ли себя ради самого ограничения, потому что слышал, что "так надо", или старается изменить свою жизнь и свое душеустройство таким образом, чтобы отныне Господь стал центром, а не наше "я".
В Нагорной проповеди Иисус объясняет, каким должен быть пост: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6. 16-18). То есть главная жертва Богу не несъеденный кусок колбасы, не сорокадневное поглощение картошки без масла, главная жертва - наше сердце. Сердце, сокрушенное о своих грехах. Как провидчески открыл царь и пророк Давид в 50-м, покаянном псалме: "Жертва Богу - дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (то есть "не уничижит"). То есть для Бога важно наше понимание своих ошибок, наше смирение перед Ним, но не только сокрушенное сердце, нет, ведь так недалеко и до уныния. Жертва Богу, наш дар Ему и сердце, исполненное любви - любви ко Господу, к окружающим людям. Кстати, давно выработан следующий критерий, позволяющий определить, правильно ли ты постишься, на пользу ли идет пост? Если ты агрессивен, раздражителен, гневлив, злобен, скор на осуждение других и замедлен в помощи ближнему, если в тебе появилось высокомерие и высокоумие, что-то в твоем пощении не так. А вот если сердце горит любовью к ближнему и Господу, если ты рад возможности нести добро, значит, правильной дорогой идешь, товарищ.
Удивительно заметил Ф. М. Достоевский: поле битвы сатаны с Богом - сердца людей. Замечено, в пост эта борьба, которую верующие называют словом "искушения", усиливается. Подобно тому, как дьявол искушал Христа во время сорокадневного поста в пустыне, он искушает и каждого из нас. И чем значительней наша попытка двигаться по направлению ко Господу, тем сильнее эти искушения: враг рода человеческого активно противится нашему спасении. Своих сил для победы в этой невидимой брани недостаточно. Только действие Благодати Божьей может утишить бури, поднимающиеся в душе постящегося. А значит, надо молиться, надо чаще прибегать к благодатной помощи Таинств Церкви - Исповеди, Причастию.
Рождественский пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 6 января, накануне праздника Рождества Христова, в Рождественский Сочельник, установлен для того, чтобы мы смогли встретить пришедшего в наш мир Христа с чистым сердцем. Это долгий путь, возвращение к себе истинным.
Задайте Марии Городовой вопрос, касающийся Рождественского поста: